Куда и как выбрасывать строительный мусор в Москве

Строительный мусор: чем он отличается от бытового

kontejner vyvoz stroj musora

Твердые бытовые отходы – это мусор, накапливающийся в результате частной жизни людей. Они есть там, где протекает их повседневная жизнь – в многоквартирных и частных домах или на дачах. Классифицируя бытовой мусор, его подразделяют на органический или биоразлагаемый (пищевые остатки, бумага, ткани, дерево, остатки зеленых насаждений) и синтетический (остатки изделий из пластика, полиэтилена, металла, пенопласта, синтетических тканей). Твердые бытовые отходы относят к категории стандартного мусора. После сбора они подвергаются сжатию и прессованию в прессующем мусоровозе.

Существует также понятие ТКО (твердые коммунальные отходы). Помимо бытовых отходов сюда включают еще и производственные отходы, а также мусор, образуемый на предприятиях по оказанию бытовых услуг, в офисах, торговых центрах. К твердым коммунальным отходам относят также крупногабаритные отходы, хозяйственные и промышленные предметы, утратившие потребительские свойства в результате физического и морального износа.

Строительные отходы – это все виды нестандартного мусора, накопившиеся в процессе строительства или ремонта зданий и помещений (косметического или капитального). Это обрывки старых обоев и напольных покрытий, старая сантехника, остатки строительного сырья и материалов, кирпичные и бетонные обломки, демонтированные оконные рамы, сбитая плитка, пустая тара из-под краски и материалов.

Особенность строительного мусора – его более однородный состав. Это облегчает его сортировку и перевозку. Кроме того, строительный мусор не подвергается сжатию в прессующем мусоровозе. Для его сбора и перевозки применяются специальные мусорные контейнеры ПУХТО (Пункт утилизации твердых отходов), вместимостью до 27 кубометров.

Что относится к строительному мусору

Строительные отходы по агрегатному состоянию и физической форме делят на твердые (камень, бетон, кирпич асфальт, дерево, черепица, стекло, пластик) жидкие (краска, лак, клей, растворитель) и сыпучие (песок, гравий, щебенка, грунт). Современная классификация проводится по Федеральному классификационному каталогу ФККО, в котором дан полный список отходов с определением класса опасности (утвержден Приказом Росприроднадзора №242 от 22.05.2017 года, с изменениями в 2019 году). В соответствии с Каталогом ФККО, мусор, оставшийся после строительства, относят к 8 сегменту, а основные его разновидности таковы:

  • Отходы строительства зданий и сооружений.
  • Отходы подготовки строительного участка, сноса зданий.
  • Отходы после демонтажа, ремонта дорожных покрытий.
  • Отходы демонтажа ремонта железнодорожного путевого хозяйства.
  • Отходы ремонта и строительства радиационно-опасных объектов.
  • Прочие отходы ремонта и строительства.

Категории строительного мусора

kontejner dlya musora stroitelnogo

Для правильной организации вывоза строительного мусора его подразделяют на три категории. Данная классификация применяется, главным образом, при строительстве крупных объектов, где образуется большое количество отходов. На малых объектах строительный мусор не подвергается сортировке, а вывозится одновременно.

  • Первая категория. Мусор остающийся после завершения подготовительного этапа (расчистки строительной площадки и сноса построек, находившихся на данной территории). Эти отходы вывозят еще до начала строительства.
  • Вторая категория. Строительный мусор, скопившийся на этапе строительства. Включает в себя строительные остатки и пустую тару от стройматериалов. Вывоз производится на протяжении всего строительства регулярно, по мере накопления.
  • Третья категория. Отходы, накопившиеся на этапе отделочных работ. Сюда входят остатки обоев, линолеума, лака, красок, строительного клея. Вывоз производят в конце строительных работ.

Все остатки токсичных и ядовитых веществ собираются отдельно и утилизируются особым способом.

Классификация проводится также в зависимости от вида и размера строительного мусора.

  • Крупногабаритный – относится, чаще всего, к первой категории. Он скапливается в результате демонтажа строительных конструкций и сноса отдельно стоящих строений, на подготовительном этапе строительства.
  • Мелкогабаритный. Включает остатки бумажной и картонной упаковки. Скапливается в основном на втором и третьем этапе строительства.
  • Маловесные материалы или строительный сор. Это всевозможный мелкий мусор: обломки, крошки, остатки краски и лака после завершения финишных строительных и отделочных работ.

Опасность и класс грузов

Некоторая часть строительного мусора отличается сложной утилизацией и способна существенно ухудшать экологическую обстановку. Неправильное хранение и переработка таких грузов может представлять серьезную угрозу окружающей среде, здоровью человека и животных. Чтобы навести порядок в данном вопросе, каждый вид строительного мусора относят к определенному классу опасности. В общей сложности их пять:

  • К первому классу относят чрезвычайно опасные грузы. Это практически не разлагающийся строительный мусор, который способен причинять вред окружающей среде в течение очень долгого времени (нескольких столетий). К нему относятся полимеры и опасные химические соединения (побочный продукт промышленного производства), отходы демонтажа объектов химического и радиоактивного направления, отработанный мазут и пропитки, используемые для защиты древесины от разрушительных процессов.
  • Второй класс или высокоопасные. Их губительное воздействие на окружающую среду тоже велико, а период полураспада равен 30-50 годам. Строительные отходы второго класса наносят экосистеме мира ощутимый урон.
  • Третий класс – это умеренно опасный груз. К нему относят отходы лакокрасочной промышленности, моторные, дизельные, автомобильные масла, нитраты. На их разрушение уходит 10-15 лет. Это тоже довольно продолжительный период.
  • Четвертому классу грузов присвоена категория «малоопасные». Он наиболее обширен, поскольку большая часть строительного мусора после ремонта и строительства относится именно к категории малоопасных. Степень влияния на экологическую среду расценивается как низкий (восстановление происходит примерно за три года). Урон для экосистемы невелик, но, все же полностью сбрасывать со счетов данный вид отходов нельзя.
  • Пятый класс – практически неопасные грузы. При хранении они не выделяют вредных соединений в окружающую среду. К данному классу относятся грузы натурального и органического происхождения (макулатура, необработанное дерево, относительно чистые гравий и песок).
musor v bolshom kontejnere

Крупногабаритный мусор

Крупногабаритный строительный мусор, как правило, скапливается на первом этапе строительства. На этом этапе проводят подготовительную работу: очищают строительную площадку, демонтируют старые постройки и сантехнику, выносят отслужившую свой срок мебель и бытовую технику. К крупногабаритным отходам относят:  конструкции, длина, ширина или высота которых превышает 75 см.

Крупногабаритный мусор, зачастую, не входит в категорию строительных отходов, но утилизация его должна происходить аналогичным способом. Вынос крупногабаритных отходов на площадку для бытовых отходов расценивается как административное нарушение, за исключением тех случаев, когда управляющей компанией предусмотрены специально предназначенные для этой цели огороженные участки.

Что сказано в законодательстве о мусоре

В соответствии с Федеральным Законом № 99-ФЗ от 4.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», вся деятельность по сбору, транспортировке, утилизации, обработке строительного мусора 1-4 класса опасности является лицензируемой. В лицензии обязательно должно иметься уточнение, с мусором какого класса опасности подрядчик имеет право работать. Право на получение такой лицензии имеют только те организации, которые отвечают ряду требований:

  • Наличие в собственности зданий и сооружений, необходимых для производства заявленных работ, а также объектов обезвреживания и размещения строительных отходов 1-4 класса опасности.
  • Наличие оборудования и установок, необходимых для производства заявленных в лицензии работ
  • Наличие у персонала необходимой профессиональной подготовки, подтвержденной действующими сертификатами на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

В настоящее время вывоз, переработка и утилизация отходов производится в соответствии с мусорной реформой, которая работает в ряде Российских регионов с 2019 года. В соответствии с данной программой, за вывоз, хранение, переработку мусора отвечают крупные компании-операторы получившие лицензию на этот вид деятельности. Компании-операторы берут на себя обязанность контроля полного цикла обращения мусора: вывоз, захоронение или вторичная переработка.

В соответствии с Законом о «мусорной реформе» Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (города федерального значения) должны перейти на предложенный порядок работы с отходами до 1 января 2022 года. Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Москвы заключено с ГУП «Экотехпром» на срок до 2029 года.

Все о нормах и правилах вывоза строительного мусора

ulichnyj kontejner dlya stroitelnogo musora

Порядок сбора, хранения, вывоза, утилизации строительного мусора закреплен Федеральным Законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98г. Существующие нормы и правила требуют, чтобы строительные отходы хранились или утилизировались отдельно от бытовых. Они должны вывозиться только специально оборудованным и подготовленным для этой цели транспортным средством. Во время перевозки не должно быть допущено потерь и загрязнения воздуха, грунта, водоемов, сточных вод. Существует несколько этапов обращения со строительными отходами. Среди них образование, сбор, хранение, первичная переработка, транспортировка на утилизацию и утилизация.

В соответствии с СанПиНом 42-128-4690-88, строительный мусор любой категории опасности разрешается размещать и утилизировать только на специально подготовленных для этой цели полигонах. Он должен быть тщательно отсортирован. Все компоненты, не подлежащие переработке, должны быть обезврежены и заложены на хранение на специальных площадках. Отдельному хранению подлежат отходы из дерева с пропиткой, асбест, клей, ацетон, лако-красочные отходы и пустая тара из-под них, другие химикаты, электротовары.

Штрафы за неправильную утилизацию строительного мусора

Величина штрафных санкций за неправильную утилизацию строительного мусора и порядок их назначения регламентируется статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, частные лица, выбросившие мусор после ремонта квартиры в контейнер для ТБО, должны будут заплатить штраф от одной до двух тысяч рублей.

Повторное нарушение грозит увеличением штрафных санкций до трех тысяч рублей. Если закон нарушат должностные лица, то величина штрафа составит 10-30 тыс. рублей. Если же речь идет об индивидуальном предпринимателе, то штраф составит 30-50 тыс.рублей. В случае юридического лица – 100-250 тыс. рублей.

Чтобы избежать штрафных санкций за незаконное складирование строительных отходов, нужно привезти их на специально предназначенную для этого свалку или полигон, предварительно договорившись с администрацией перерабатывающего комплекса или подать заявку в специализированную фирму, обладающую лицензией на вывоз и утилизацию строительного мусора.

Что будет, если вывезти мусор в посадку

Вывоз строительного мусора в посадку является серьезным административным нарушением и наказывается штрафными санкциями, регламентируемыми статьей 8.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ. Для физических лиц размер штрафа составляет 2 тыс. руб., для юридических лиц – варьирует от 20 до 100 тыс.руб. Дополнительно, лицо совершившее административное нарушение обязывают произвести уборку захламленного участка.

Если объем вывезенного в лесополосу мусора значителен, то это действие расценивается как незаконная свалка. Размеры штрафов за это незаконное действие тоже увеличиваются:

  • для физических лиц размер наказания составляет 50 тыс. руб.,
  • для юридических лиц максимальная сумма штрафа – 200 тыс. руб.

Смешивание строительного мусора с бытовым, тоже расценивается как административное правонарушение. Максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 300 тыс. руб. (статья 8.1. КоАП РФ).

Самостоятельный вывоз

Проблема самостоятельного вывоза мусора возникает у дачников, у владельцев квартир, собственников частных домов после ремонта, капитальной уборки придомовой территории. Для того чтобы выполнить самостоятельный вывоз мусора, необходимо найти полигон, принимающий строительные отходы у населения (с частными лицами работают далеко не все площадки). В Москве существуют следующие комплексы, перерабатывающие отходы (КПО):

kuda_vibrasivat_stroitelniy_musor
  • «Юг» (Коломна);
  • «Восток» (Егорьевск);
  • «Север» (Сергиев Посад);
  • «Прогресс» (Рошаль);
  • «Сплендер» (Серебряные Пруды);
  • «Экоград» (Зарайск);
  • «Алексинский карьер» (Клин);
  • «Дон» (Кашира);
  • «Храброво» (Можайск);
  • «Поварово» (Солнечногорск)
  • «Тимохово» (Ногинск).

Обязателен предварительный звонок туда, чтобы выяснить, когда можно подъехать для заключения договора. После этого останется организовать доставку строительного мусора и оплатить услугу. В качестве средства доставки можно использовать собственную легковую машину с прицепом, грузовой автомобиль или заказать спецтехнику с контейнером.

Новоселы

Если строительство жилого комплекса еще продолжается, то некоторые новоселы выносят строительный мусор в контейнеры подрядчика при условии его небольшого количества. Если необходимо транспортировать большое количество отходов, то на собрании жильцов принимается решение об обращении в специализированную организацию.

Обратиться в УК

Эффективным выходом из положения является посредничество Управляющей компании. Управляющая компания заключает договор со специализированной организацией о предоставлении контейнеров на определенное количество времени (несколько часов или сутки), которые выставляются во дворах. После того, как емкости будут заполнены, подъезжает транспортное средство, оборудованное для безопасной перевозки строительных отходов.

Работа специалистов

Специализированные компании, обладающие соответствующими лицензиями, оказывают услуги по сбору, перевозке, сортировке, размещению на хранение и утилизацию или переработке строительных отходов. Заключая договора с населением, эти компании помогут за умеренную плату и без особых хлопот совершенно законным образом избавиться от скопившегося после ремонта строительного мусора. Качественные материалы можно передать организациям, занимающимся переработкой мусора во вторичное вторичное сырье.

Форма вывоза мусора (грузовик за раз, контейнер)

Строительный мусор 3-4 класса опасности транспортируется исключительно транспортной компанией, имеющей лицензию, с соблюдением ряда норм и требований. В дальнейшем грузы направляются на захоронение, утилизацию или переработку. Вывоз организуют автомобилем. Допустимо использовать и другие виды транспорта, включая железнодорожный, водный, конвейерный. Особые требования при перевозке строительных грузов:

  • Для транспортировки грузов 1-4 класса опасности необходим специальный транспорт с герметичным кузовом и специальное устройство для погрузки и разгрузки.
  • Важно принять меры безопасности, чтобы исключить возможность потери груза.
  • Перед началом погрузочных работ оформляют пакет документов (путевой лист, паспорта на опасные отходы).
  • При транспортировке опасных грузов на автомобиле должны присутствовать маркировочные знаки.

Кроме того, должны учитываться физико-химические характеристики грузов. Например, сыпучие перед перевозкой увлажняют, применяют защиту из ткани или плотные экраны, предотвращающие попадание в окружающую среду. Жидкие, в обязательном порядке, должны быть герметично запакованы.

Для перевозки грузов любого класса сложности (за исключением пятой) требуется лицензия, оформленная в Росприроднадзоре, которая подтверждает, что компания имеет условия для безопасной перевозки грузов.

Отчего зависит цена

При формировании цены учитывают объем вывозимых грузов и расстояние до клиента. Имеет значение класс опасности (транспортировка грузов 1 и 2 класса опасности требует применения специализированной техники). Окажет влияние на цену тип автомобиля, его грузоподъемность и объем кузова, количество потребляемого топлива. Если потребуются услуги грузчиков, демонтажные работы, то их придется оплатить по отдельному прейскуранту.

Почему стоит обратиться к нам

Оптимальным решением проблемы вывоза строительного мусора станет обращение в фирму, специализирующуюся на данном виде деятельности. Компания оказывает свои услуги как частному лицу, так и организации или Управляющей компании. Здесь работают только сертифицированные специалисты. Для вывоза мусора используется современная техника, транспортировка проводится с соблюдением всех норм и правил. Услуга осуществляется в кратчайшие сроки, на выгодных для клиента условиях.

Специализированная компания дорожит репутацией, а потому выполняет условия договора быстро, качественно, в соответствии с существующим законодательством. В распоряжении фирмы самосвалы, контейнеры ПУХТО, автомобили марки Газель. Организация также заключает договора с УК на обслуживание жилых зданий.

zapolnennyj musornyj kontejner

Как правильно подготовить и упаковать строительный мусор

При подготовке к вывозу строительный мусор упаковывается в подготовленную тару и складывается в определенное место. Для складирования заранее арендуют специальные контейнеры. Весь остальной ход работ контролирует компания, производящая перевозку грузов. Используется упаковка следующих видов:

  • Плотные пакеты из полиэтилена большого размера используют для упаковки небольшого и нетяжелого груза.
  • Полипропиленовые пакеты подходят для упаковки сыпучих грузов (могут использоваться многократно).
  • Тканевые мешки применяют для упаковки более крупных грузов за исключением конструкций с острыми гранями (обрезков труб, стекла, арматуры).
  • Большие коробки из картона – удобный вид упаковки для любого строительного мусора.

Срок хранения строительного мусора

Складировать должным образом упакованный строительный мусор разрешается на срок до 11 месяцев. В течение этого времени должна быть проведена обработка, обезвреживание, утилизация или переработка на вторсырье. Хранение производится только в специальных сооружениях, в соответствии с требованиями экологических и санитарно-эпидемиологических служб.